Домой Технологии Запад отказался от поставок самолетов в лизинг. Каковы реалии новой российской авиаполитики?

Запад отказался от поставок самолетов в лизинг. Каковы реалии новой российской авиаполитики?

Западные партнеры обманули Россию, когда прекратили лизинг самолетов, заявил в четверг, 31 марта, президент России Владимир Путин. РФ должна на это ответить, сказал президент

Запад отказался от поставок самолетов в лизинг. Каковы реалии новой российской авиаполитики?

Президент Владимир Путин в четверг, 31 марта, провел совещание по развитию авиастроения. По его итогам решено, что для начала будет скорректирована программа развития отрасли до 2030 года. При этом вновь откладывается серийный выпуск среднемагистрального российского самолета МС-21.

Ответ России Западу в сфере авиаотрасли, как можно сейчас судить, начнется с вопросов лизинга. Президент поручил правительству выработать «меры для решения проблем лизинговых платежей авиакомпаний с учетом того, из какой страны лизингодатель». Подробностей пока нет, но можно предположить, что ориентироваться кабмин будет на так называемый список «недружественных стран» и платить государствам из этого списка в последнюю очередь.

Отменив месяц назад свои лизинговые обязательства, западные страны, по сути, обманули российских партнеров, заявил Путин. Это можно рассматривать как сигнал от президента, что недавно подписанный закон о том, что российские компании могут регистрировать самолеты, которые находились в лизинге, был более чем оправдан. Крупнейший мировой лизингодатель, компания из Ирландии AerCap, уже направила иск к России на 3,5 млрд долларов. С начала операции на Украине она смогла вернуть только 22 своих самолета из 135. Но перспективы выплат по такому иску понятны: в нынешних условиях они нулевые.

Программа по развитию авиаотрасли рассчитана до 2030 года. Главные пункты — расширение линейки отечественных самолетов, наращивание их доли в авиапарках компаний, наладка техобслуживания, поддержание комфорта для пассажиров. «Ростех» уже сообщил, что поставит до 2030 года 500 новых самолетов. О лизинге, деньгах и планах «Ростеха» радиостанция Business FM спросила гендиректора Ассоциации «Аэропорт» Виктора Горбачева:

— В принципе это правильно, потому что, если с Западом нарушены договорные обязательства, значит, в ответ мы будем использовать воздушные суда на внутренних авиалиниях без оплаты по лизингу. Вот и все.

Читать также:  Особенности сборки ПК

— Еще «Ростех» высказался, что поставит до 2030 года 500 новых самолетов.

— Это нереально. На сегодняшний день мощности «Ростеха» — по пять-шесть воздушных судов в год. 500 — это потребуется помножить.

Позднее выступил вице-премьер Юрий Борисов. По его словам, Россия может эксплуатировать оставшиеся в стране Boeing и Airbus, их занесут в российский реестр — над этим работают Минтранс и Минпромторг. Вывод в серийное производство самолетов Ил-114 и «Байкал» будет ускорен. Также, по словам Борисова, планы по производству МС-21 сдвигаются на один-два года. Самолет теперь сможет выпускаться только с российским двигателем ПД-14 — заминка из-за этого. Наконец, сдерживаются цены на авиакеросин. По словам экспертов, не доведен до ума и проект Sukhoi Superjet 100: все еще важен импорт иностранных деталей, в частности электронных плат. Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

— Планы по развертыванию серийного производства самолета МС-21 были на текущий 2022 год с немалой долей иностранных комплектующих, в том числе и с двигателем от американской фирмы. Понятно, что в этом облике его производить невозможно. К сожалению, придется сделать планы на пару лет — до того момента, когда будет самолет сертифицирован с полностью российскими компонентами и с отечественным двигателем ПД-14. Благо двигатель уже есть.

— Про Ил-114 и «Байкал» что можете сказать?

— Самолет Ил-114 — это турбовинтовой региональный самолет вместимостью порядка 605 пассажиров. Этот самолет очень ждем. Что касается самолета «Байкал», то это не менее важный самолет, он должен прийти на смену Ан-2, всем известному как «кукурузник».

Пока все, о чем говорили президент и вице-премьер, — больше декларация о намерениях. Программа развития до 2030 года должна быть утверждена до 1 июня — кабмину дано поручение.