Домой Экономика Срыв проекта «Северный поток — 2» стал одним из главных мотивов санкций против России

Срыв проекта «Северный поток — 2» стал одним из главных мотивов санкций против России

Срыв проекта «Северный поток — 2» стал одним из главных мотивов санкций против России

Один из главных мотивов нынешних экономических санкций против России — не только специальная операция на Украине, это срыв проекта «Северный поток — 2». Отлично понимая позицию Москвы по расширению НАТО на восток, безъядерному и нейтральному статусу Украины и гарантиям безопасности, американские власти делали все, чтобы получилось то, что получилось. Ищи, кому выгодно — и найдешь истинного бенефициара. Деньги, газ и политика — это основные причины. А все остальное — уже следствие.

И вот сейчас в результате американской политики разрушить «Северный поток — 2» и заменить его своим сжиженным газом цены в Европе на голубое топливо скоро могут дойти, по прогнозам специалистов, до 10 тысяч долларов. Россия попала под санкции, но когда начинается реальная оценка ситуации, то выясняются крайне неприятные детали для Запада. Например, как вернуть «Боинги» из России? И во сколько это возвращение обойдется.

Биржевая цена на газ в Европе сегодня побила исторический рекорд. 2230 долларов за тысячу кубометров. Рост более чем в два раза с прошлой недели. Аналитики говорят о крайней нервозности на рынках в связи с возможностью введения новых санкций, затрагивающих энергопоставки.

«Конечно, мы увидим уже и 2200 — 2300. А если какие-то подтверждающие факты разработки подобного пакета появятся, то будет три тысячи долларов за тысячу кубов, то есть в этом плане верхней границы нет. А если дойдет до действительно остановки поставки российского газа, даже на несколько часов, конечно, мы увидим, что торги, скорее всего, просто остановят, потому что будет и пять тысяч долларов, и 10, то есть начнется настоящая полноценная паника», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Заменить российское топливо нечем. Сжиженный газ из США Европу не спасет. В Германии, например, до сих пор нет ни одного приемного терминала.

На днях «Газпром» отчитался: европейские газовые хранилища заполнены лишь на 29,5%. В Чехии заявили: запасов газа хватит на месяц. И это при том, что на территории республики расположены одни из крупнейших газохранилищ Европы.

На этом фоне польский премьер предложил ЕС отказаться от российского угля. В 2020 году, согласно данным европейской статистической службы Евростат, 49% этого ископаемого топлива, закупаемого ЕС за границей, было из России. Цены на уголь на биржах предсказуемо тоже взлетели. Во вторник — сразу на 16%. Если Евросоюз действительно решится и здесь выстрелить себе в ногу, у России есть огромный китайский заказ.

Нью-Йорк Таймс пишет: «За шесть дней до начала военной кампании Россия объявила о сделке по продаже 100 миллионов тонн угля в Китай — контракт на сумму более 20 миллиардов долларов».

Разрушение ради разрушения? О влиянии санкций на европейскую экономику говорят и на уровне ЕС. Немецкие бизнесмены о проблемах предупреждали заранее. Пытаясь достучаться до тех, кто принимает решения.

«Я придерживаюсь мнения, что санкции затронут не Россию, они затронут средний класс нашей промышленности здесь, в Германии», — отмечает бизнесмен Юрген Баумгартен.

Один из крупнейших проектов — «Северный поток — 2». Ввод его в эксплуатацию заморожен. В МИД России теперь говорят о праве инвесторов подать иски против официального Берлина для получения компенсации. В опубликованном на днях годовом отчете немецкой энергетической компании Wintershall, одного из соинвесторов проекта, содержится позиция по этому вопросу:

Читать также:  Президент в День российской науки — о новых лекарствах, чистой энергетике и изменении климата

«Если запуск «Северного потока — 2» будет предотвращен из-за политического вмешательства, мы предполагаем, что проектная компания сможет предъявить требования о компенсации. В настоящее время Wintershall Dea не видит разумного сценария, в котором политическое вмешательство возможно без выплаты компенсации».

Компания Wintershall вложила в проект 730 миллионов евро. Есть и другие партнеры: OMV, Uniper, Engie и Shell. Всего речь сумме приближающейся к пяти миллиардам евро. «Мы должны быть готовы заплатить цену», — заявляет глава европейской дипломатии Боррель, умалчивая, впрочем, то, насколько для европейцев она будет высока.

Французский министр экономики Бруно ле Мер делает даже такие заявления: «Мы развернем тотальную экономическую и финансовую войну против России. Против России, Владимира Путина, правительства, но российский народ тоже расплатится за последствия».

Бруно ле Мер, впрочем, позже сдал назад: слово «война» несовместима с усилиями Франции по деэскалации. Эти так называемые «усилия» настоящий шок для лизинговых компаний, предоставляющих самолеты российским авиаперевозчикам. По данным американского издания Financial Times, речь о 515 лайнерах, которые теперь придется отозвать из нашей страны. Российские эксперты не исключают, в итоге цифра еще вырастет. Вернуть нужно будет 700 самолетов. И к этому не готов никто: ни с одной, ни с другой стороны.

«То есть означает, что мы вернем назад на мировой рынок, на вторичный рынок имущество, изначальная стоимость которого превышает 70 миллиардов долларов. И, собственно, те компании, которые вложились в приобретение этого имущества, брали кредиты, они не смогут окупить свои затраты, свои вложения, потому что эти самолеты просто лягут на них мертвым грузом, встанут на бетон. И более того, вторичным следствием всего этого не только будет обрушение вторичного рынка, потому что все будут бегать и пытаться пристроить свои самолеты хоть бы за полцены, лишь бы кто-то взял, но сейчас в условиях пандемии это практически невозможно. Так еще и рухнут продажи у самого «Боинга» и «Эрбаса». Потому что, ну, 700 самолетов — это весь годовой выпуск «Боинга», — поясняет авиаэксперт Роман Гусаров.

Просчитаны ли были такие последствия теми, кто вводит санкции, вопрос скорее риторический. При этом авиалайнеры надо еще из России забрать. В условиях, когда перелеты ограничены с двух сторон, это может быть крайне проблематично. О катастрофических последствиях для отрасли предупреждает председатель Ассоциации лизинговых компаний Фил Сеймур: «Существует реальный риск дефолта уже на следующей неделе. Лизинговые компании осознают, что по мере введения санкций и принятия решений кран будет еще более затянут».

Риски есть и у самих западных производителей авиалайнеров. Если в ответ на приостановку поставок, например, авиадеталей, Россия ограничит экспорт титана. 50% всего титана, используемого для производства самолетов корпорации Airbus, из России. Ну а власти Польши все не унимаются. Министерство иностранных дел республики объявило о начале процедуры изъятия российской недвижимости, права на которую Варшава оспаривает. И вот, что собираются отобрать: «Комплекс зданий средней школы, полной школы, 11летки при посольстве России, где учатся дети сотрудников российских загранучреждений в Варшаве», — сообщает посол.

А также дети из русскоязычных семей, проживающих в польской столице. То есть власти Польши решили отыграться на школьниках. Тут уж действительно без комментариев.

Иван Благой