Российская оккупация обострила экологические проблемы Крыма, деятельность государства-оккупанта наносит ущерб как окружающей среде Крыма, так и всему Черноморскому бассейну. Об этом и о том, как можно привлечь виновных в экологических преступлениях к ответственности с помощью международно-правовых механизмов, шла речь во время онлайн-дискуссии «Международная квалификация экологических преступлений в оккупированном Крыму», проведенная общественной организацией КрымSOS По словам заместителя Постпреда Президента Украины в АР Крым Тамилы Ташевой, представительство Президента Украины в АР Крым постоянно отслеживает экологическую ситуацию на полуострове.
Она сообщила, что было выявлено большое количество фактов уничтожения объектов природно-заповедного фонда, незаконной добычи полезных ископаемых и других нарушений со стороны государства-оккупанта. Эти данные Представительство передало в Прокуратуру АРК и Севастополь, которая ведет расследование преступлений РФ в оккупированном Крыму.
Самыми существенными факторами, негативно влияющими на состояние окружающей среды на полуострове Тамила Ташева назвала:
- Деятельность на севере Крыма завода «Крымский титан» и других объектов химической промышленности, являющихся крупнейшими загрязнителями воздуха на полуострове
- Интенсивный отбор подземных вод
- Уничтожение объектов природно-заповедного фонда, в том числе путем добычи полезных ископаемых.
- Загрязнение акватории Черного моря, в частности из-за военной деятельности
- Реализация масштабных инфраструктурных объектов, таких как «Крымский мост» и трасса «Таврида»
Тамила Ташева отметила, что украинские власти уделяют существенное внимание экологическим проблемам Крыма. Она напомнила, что у утвержденной Президентом Украины Стратегии деоккупации и реинтеграции Крыма есть отдельный раздел, касающийся экологической политики. Этот раздел, в частности, содержит пункты о мониторинге окружающей среды в Крыму с привлечением международных партнеров.
По словам представителя Прокуратуры АРК и г. Севастополь Сергея Турчина, его ведомство расследует 20 эпизодов, касающихся экологических преступлений России в оккупированном Крыму. Уголовные производства, в частности, ведутся по ст. 240 УК Украины (Нарушение правил охраны или использования недр), ст. 241. (Загрязнение атмосферного воздуха) и ст. 438. (Нарушение законов и обычаев войны). Главной проблемой в расследовании этих преступлений Сергей Турчин назвал отсутствие непосредственного доступа на территорию Крыма, что усложняет сбор улик. Поэтому правоохранители используют информацию, полученную со спутниковых снимков, от общественных организаций, от мониторинга СМИ и соцсетей. Также Прокуратура мониторит сообщения, публикуемые оккупационными органами власти и предприятиями, находящимися под их контролем.
О том, какие механизмы международного права можно применить против России за экологические преступления в Крыму, подробно рассказал вице-президент Украинской ассоциации международного права Тимур Короткий.
По его словам, существует два механизма для привлечения к ответственности физических лиц за преступления против окружающей среды Крыма.
Первый механизм, который уже применяется, это открытие уголовных производств в соответствии с украинским законодательством . По словам эксперта, на международном уровне это позволит начать сотрудничество с другими государствами на основе договоров о межгосударственной правовой помощи. Такой механизм может помочь разыскать и арестовать лиц, причастных к экологическим преступлениям, если они будут находиться на территории стран, с которыми ведется сотрудничество.
Второй механизм – это привлечение Международного уголовного суда. Однако, сказал Тимур Короткий, применить этот механизм в контексте экологических преступлений в Крыму будет сложно.
Что касается привлечения к ответственности России как государства-оккупанта за экологические преступления в Крыму, то в этом случае, говорит Тимур Короткий, Украина может использовать 6 международно-правовых инструментов:
- Гаагская конвенция о законах и обычаях войны
- Механизмы, связанные с международным гуманитарным правом (МГП), в первую очередь, с Четвертой Женевской конвенцией и обычные нормы МГП
- Ответственность в рамках Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
- Конвенция о запрете военного и любого другого враждебного использования средств воздействия на окружающую среду
- Конвенции ООН по защите флоры, фауны, морской среды.
- Статьи об ответственности стран за международно-противоправные действия